История коллекционирования.

Коллекционирование художественных изделий и торговля ими были знакомы еще античности, хотя, к сожалению, знаем мы об этом очень мало.

Средневековью понятие «коллекционирование» осталось незнакомым. В этом нет ничего удивительного, если вспомнить, что нам известно о том времени: замки-крепости, междоусобные войны, набеги соседей и прочие прелести суровой средневековой жизни.

Ценились вещи, которые имели практическую ценность, которые можно было использовать по назначению. Поэтому в замках находились сокровищницы, в которых хранилось то, что было ценным и значимым для владельца: фамильные украшения, монеты, дорогая утварь и ценное оружие. Что-то похожее на коллекции редких дорогих вещей можно было обнаружить в церквях и монастырях (не зря их так любили грабить), где хранились не только драгоценные предметы, но и мебель, и ценнейшие рукописи.

Позже (в начале второго тысячелетия) в Европе наиболее богатые и могущественные правители делают шаг от сокровищницы (в которой хранят) к собранию драгоценных предметов (для которого намеренно и осмотрительно приобретают нужные вещи – благо средства и положение позволяли).

Лидировал в этом отношении герцог Берри Французский (1340 – 1416). У него было не только крупнейшее по тем временам собрание, но и личный агент, который курсировал между Бургундией, где жил герцог, и Италией, где приобретал драгоценное имущество для того же герцога.

Позже предметы этой коллекции попали в Австрию, и в их числе гемма Августа, которая впервые упоминается в 1416 году. Сейчас она хранится в Художественно-историческом музее в Вене.

В эпоху Возрождения (14 – 15 века) людьми руководила потребность в новых знаниях, сведениях, просвещении. Они начинают интересоваться античностью и своим собственным прошлым.

Поэтому флорентийские патриции считаются первыми коллекционерами (в современном смысле этого слова). Они собирали не только монеты, медали, резные камни, но и античную скульптуру и даже обломки зданий. В предметах своих коллекций они искали не красоту, а историческую ценность (хотя не только ее).

Именно в эпоху Возрождения становится понятной и экономическая сторона коллекционирования. С помощью торговли художественными изделиями всюду начинают возникать собрания интересных или редких предметов.

Во Франции и Германии новые основы коллекционирования возникают в начале шестнадцатого столетия. В Нюрнберге это кабинеты Виллибальда Имхоффа (1519 – 1580) и Пауля Прауна (1548 – 1616).

Далее надо упомянуть семейное собрание Амербахов в Базеле. Оно представляет особый интерес потому, что пережило время почти в полном составе, и ныне относится к числу важнейших в Публичном собрании произведений искусства в Базеле.

Иоганнес Амербах (1430 – 1513), который был печатником, скопил до сотни графических образцов, а также коллекцию монет. Бонифациус Амербах интересовался драгоценной утварью и украшениями, и он же стал хранить у себя произведения художников своего времени.

Наконец, Базилиус Амербах (1433 – 1591) доводит семейное собрание до высшей точки. Его интересовали в универсальном смысле все виды художественных явлений, достойные коллекционирования. У него были античные монеты наравне с картинами и графикой современных ему художников; при этом его интересы заходили так далеко, что он целиком приобрел оборудование мастерской одного золотых дел мастера. Такому гуманистически образованному собирателю его "сокровища" служили познавательным целям. Он посвящал им много времени и не жалел никаких усилий, чтобы приобрести такие произведения, которые могли бы удовлетворить его потребность в познании.

Кстати, в это время начинают создаваться те коллекции, которые легли в основу большинства европейских музеев.

Далее, в середине шестнадцатого века, возникают княжеские кунсткамеры. Они считались камерами чудес: в них было все - кокосовые орехи, страусиные яйца, китовый ус, рогозубы, кости мамонта, чучела крокодилов и уродцев, морские раковины, руды, каменные штуфы, бриллианты, алмазы, утварь и сосуды из серебра, золота и хрусталя, которые считались равноценными наряду с оружием и снаряжением, чертежами, графикой и печатными книгами, научными инструментами, манекенами, монетами, медалями, мелкой пластикой, молитвенными изображениями, статуями и всеми видами живописи.

У князя Альбрехта V Баварского, например, было около трех с половиной тысяч предметов, включая примерно восемьсот картин, в том числе изображения европейских княжеских родов наравне с портретами «замечательных» убийц. Здесь было яйцо, найденное неким аббатом, которое содержало в себе другое яйцо, гидру и василиска.

Собирали, чтобы владеть, и не из-за осведомленности в искусствах, а из страсти к процессу собирания.

Одну из самых известных кунсткамер устроил в 1560 году в Дрездене Август I Саксонский. Этот курфюрст собирал, покупая по случаю и заказывая, специальные приборы. Все вещи размещались в семи комнатах его дворца. После его смерти в 1587 году был заведен список, из которого следует, что эта кунсткамера была известна своими математическими и астрономическими инструментами, часами, астролябиями, письменными принадлежностями, весами и циркулями, зеркалами, не считая изображений римских императоров, портретов князей и картин на библейские темы или памятных изображений и таких, которые относились к выдающимся событиям. Там были ландкарты, носовые украшения кораблей и морские раковины, рога меч-рыбы, точеные пули, табакерки и кубки из дерева, слоновой кости, мрамора и серпентина, орудия всевозможных ремесел и художеств, баллистические инструменты, многочисленные книги, деревянные и медные гравюры с видами городов и античных руин или с изображениями родословных древ, кавалькад и турниров.

Обнаруживаются учебники, архитектурные модели, скальные породы – и какой-нибудь рогозуб в качестве самой ценной вещи.

Но именно в XVII – XVIII веках, в эпоху абсолютизма и возникают крупнейшие собрания Европы, которые позже стали самыми значительными нашими музеями.

С этого времени полностью проявляется коллекционерская страсть, которая чем дальше, тем больше сплеталась с научными интересами и художественным вкусом.

Одним из ревнителей этого движения был Пьер-Жан Мариетт, у которого, как оказалось при продаже с аукциона в 1774-75 году в Париже его наследной коллекции, было более шести тысяч одних рисунков. Он был агентом по закупке художественных произведений для Евгения Савойского и занимался собирательством. Случай помог ему приобрести несколько сотен драгоценных листов из наследия парижского коллекционера Кроза (умер в 1740 г.). Большей частью Мариетт собирал иллюстрированные произведения, созданные в эпоху Ренессанса (Италия), затем Рубенса, Рембрандта и других нидерландцев. Был представлен шестью листами и Дюрер. С Мариетта пошел обычай отдавать предпочтение твердому авторству, даже если разговор вертелся вокруг крупных имен.

Сейчас в мире насчитывается около 4 тысяч частных коллекций, а публичных собраний, музеев, конечно, гораздо меньше. Поэтому каждая из этих коллекций имеет огромное значение для сохранения фонда мирового искусства.