Советы коллекционерам мебели.

Если уж коллекционеру удается обойти все подводные рифы, которыми угрожает ему комбинирование отдельных старых вещей с новыми (приобрести цельные мебельные гарнитуры становится все труднее), — перед ним встает ряд проблем, обусловленных внешними факторами.

Коллекционерская страсть спросом на старую мебель вызвала к жизни широко распространенную международную торговлю плагиатами, от которой оградить себя можно, только доскональнейше изучая все аспекты старой мебели — ее формы, декор, степень художественности, материал, технику выработки — и обращаясь за советом к специалисту.

«Искусство» фальсификации достигло высокого уровня, причем состоят фальсификаты обычно из более дешевого материала, призванного имитировать благородные сорта дерева. Так, черное дерево подменяется грушевым, яблоневым или еловым, протравленным сульфатами и хлоридом; орех — буком, ольхой или липой, протравленными анилином; палисандр — ореховым или дубовым деревом, протравленным бихроматом.

Фальсификаторы владеют рядом технически совершенных методов — но в этом-то и заключается одновременно их слабость и возможность эти трюки разглядеть. К вмешательствам, которые еще не в такой большой степени обесценивают мебельный образец, относится заделка поврежденных мест, а также изменения, происшедшие в результате плохой выделки дерева или его поражения жучком.

Более серьезного свойства — так называемые «реставрации» и восполнения недостающих выдвижных ящиков, дверок, ножек и цоколей. Они выдают себя тем, что по ним заметна обработка современной строгальной машиной (непрерывные дорожки, кругообразные застружины). В эту же категорию входит изготовление двух-трех вещей из одной старой вещи с дополнениями (среди прочих признаков — разнородный рисунок дерева). Прямые зубцы у выдвижных ящиков (старые были в форме ласточкиного хвоста) в свою очередь выдают фальсификацию, равно как и неприкрытая фальцовка углов.

Также указывают на подделку аккуратно сработанная задняя стенка и гладкая внутренняя поверхность, слишком тонкий деревянный набор (тоньше 2 мм), новые замки, машинные винты, дополнительно приделанные листели или резные украшения, которые бросаются в глаза резкой профилировкой, гальванизированные накладки из золоченой бронзы или новые, небрежно цизелированные отливки старых частей или же бравурно исполненные интарсии.

Фальсификатор может сымитировать и червоточину, выстрелив в дерево дробью или употребив такое новое дерево, которое до этого лежало на зараженном жучком складе. Идя путем механических повреждений, он сумеет, к примеру, «уподобить» какую-нибудь мебельную вещь образцу рокайльной мебели для сидения или сделать ее похожей на стол-бюро французского происхождения промежутка времени 1750-80 годов (во Франции подвизаются выдающиеся специалисты в этой области). Из каких-нибудь старых сундуков фальсификатор в состоянии сделать касса-панку, к дверкам от старого шкафа он изготовит остальные части этого шкафа.

Если же говорить об отличных копиях лаковой или золоченой мебели, то в этом случае все же будут отсутствовать деревянные гвозди, механические повреждения покажутся насильственно причиненными, спринцованная и машинным способом выглаженная целлюлозная политура отдаст жестким блеском и будет иметь зеленоватый оттенок.

Поддельные монограммы, как выжженные, так и врезанные, возбудят подозрение тем, что находятся на броских местах. Внимательный коллекционер все это сможет прочесть в мебельных вещах, и все это уверенно подведет его к той подлинной старой мебели, которая никогда не устареет.